Пока что еще нынешний Министр финансов Антон Силуанов может написать заявление об отставке уже на следующей неделе. Предположение смелое, но вполне логичное.
Силуанов абсолютно никак не вписывается в проводимый правительством Мишустина-Белоусова курс на государственный капитализм. Иногда складывается впечатление, что там вообще вредители сидят. Да, Силуанов очень хорошо считает цифры. Но этого мало! Нужен не только учет цифр, но и развитие страны.
Безусловно, основной задачей Силуанова является формирование федерального бюджета. Соблюдение баланса между расходами и доходами. Однако же нужно работать в связке с другими ведомствами! Например, с Минэнерго, Министерством экономического развития и так далее.
Могут ли Мишустин или же Белоусов прямо указать Силуанову, что делать?
Ответ кроется в системе функционирования государственного аппарата. Премьер – не царь, как и президент, для того, чтобы ему принять какое-либо решение, он должен получить одобрение сразу нескольких ведомств. Например, Минэка и Минфина. На деле у нас, как в басне про лебедя, рака и щуку: Министерство экономического развития дает одобрения, в то время как Минфин Силуанова телится и нудит: "нужно дополнительно проработать, еще раз все пересчитать". Это что касается Мишустина.
Если же говорить о Белоусове, то Минфин является фактически не подконтрольным первому вице-премьеру. По букве закона. Белоусов отвечает, в первую очередь, за Минэк, Минтранс, Минпромторог и ряд других ведомств. Но не за Министерство финансов.
Безусловно, неформально Белоусов с Силуановым мог бы наладить рабочее взаимодействие, однако либерал с государственником договориться могут так же, как кот с псом.
Приведу простой пример. Еще в феврале Белоусов поручил проработать критерии инвестирования средств ФНБ в реальный сектор экономики. Поскольку ФНБ находится под управлением Минфина, слово Силуанова было последним. Только к концу декабря 2020 года Минфин и Минэк согласовали эти самые критерии. На бумажную работу ушел практически год.
Это еще повезло, что кризис 2020 года при любых обстоятельствах не позволил бы распечатать ФНБ. В противном случае проекты реального сектора экономики не получили бы финансирование потому, что Силуанов не одобрил.
Или вот ещё примеры: замечательные проекты СЗПК, введение обратного акциза на переработку этана, строительство трассы М12. Реализация всего этого стала возможна исключительно после того, как в правительство пришли государственники.
Разумеется, на посту Министра финансов Белоусову, да и Мишустину тоже, нужен государственник.
Ждём нового Министра финансов и высказываем предположения!