Космический «плазменный ураган» наблюдается впервые.

Аудио версия статьи
Дата публикации: 09/03/2021

Космический «плазменный ураган» наблюдается впервые.

Первые наблюдения космического урагана были обнаружены в верхних слоях атмосферы Земли, подтвердив их существование и пролив новый свет на отношения между планетами и космическим пространством.

Беспрецедентные наблюдения, сделанные со спутников в августе 2014 года, были обнаружены только в ходе ретроспективного анализа, проведенного учеными из Университета Рединга в составе группы под руководством Шаньдунского университета в Китае, которые подтвердили ураган и предложили ключи к разгадке его формирования.

Этот анализ теперь позволил создать трехмерное изображение закрученной массы плазмы шириной 1000 км, расположенной в нескольких сотнях километров над Северным полюсом, с дождем из электронов вместо воды и во многих отношениях, напоминающих ураганы, с которыми мы знакомы в нижних слоях атмосферы Земли.

Профессор Майк Локвуд, ученый-космонавт из Университета Рединга, сказал: «До сих пор не было уверенности в существовании ураганов космической плазмы, поэтому доказать это с помощью такого поразительного наблюдения невероятно».

«Тропические штормы связаны с огромным количеством энергии, и эти космические ураганы должны быть вызваны необычайно большой и быстрой передачей энергии солнечного ветра и заряженных частиц в верхние слои атмосферы Земли.

«Плазма и магнитные поля в атмосфере планет существуют по всей Вселенной, поэтому результаты показывают, что космические ураганы должны быть широко распространенным явлением».

Ураганы происходят в нижних слоях атмосферы Земли над теплыми водоемами. Когда теплый влажный воздух поднимается вверх, он создает область низкого давления у поверхности, которая втягивает окружающий воздух, вызывая очень сильный ветер и создавая облака, которые приводят к сильному дождю.

Ураганы также наблюдались в нижних слоях атмосферы Марса, Юпитера и Сатурна, в то время как огромные солнечные торнадо наблюдались в атмосфере Солнца. Однако существование космических ураганов в верхних слоях атмосферы планет ранее не обнаруживалось.

Космический ураган, проанализированный командой в ионосфере Земли, вращался против часовой стрелки, имел несколько спиральных рукавов и длился почти восемь часов, прежде чем постепенно разрушился.

Группа ученых из Китая, США, Норвегии и Великобритании использовала наблюдения, сделанные с четырех спутников DMSP (Defense Meteorological Satellite Program), и 3D-моделирование магнитосферы для создания изображения. Их результаты были опубликованы в Nature Communications.

Анализ включал проверку данных со спутников, радаров и других источников на предмет согласованности, а также для создания полной картины того, что произошло, и обеспечения понимания задействованных механизмов.

Тот факт, что ураган произошел в период низкой геомагнитной активности, предполагает, что они могли быть более распространенными в нашей Солнечной системе и за ее пределами. Это подчеркивает важность улучшенного мониторинга космической погоды, который может нарушить работу систем GPS.