Сияние нитей «космической паутины»

Дата публикации: 25/03/2021

Сияние нитей «космической паутины»

Хотя газовые нити, в которых рождаются галактики, давно предсказывались космологическими моделями, у нас до сих пор не было реальных изображений таких объектов. Теперь впервые несколько волокон «космической паутины» были непосредственно наблюдаемы с помощью инструмента MUSE 1, установленного на очень большом телескопе ESO в Чили. Эти наблюдения ранней Вселенной через 1-2 миллиарда лет после Большого взрыва указывают на существование множества карликовых галактик, о которых раньше никто не подозревал. Осуществляется в рамках международного сотрудничества под руководством Лионского центра астрофизических исследований (CNRS / Université Lyon 1 / ENS de Lyon), также с участием лаборатории Лагранжа (CNRS / Université Côte d'Azur / Observatoire de la Côte d'Azur) 2, исследование опубликовано 18 марта 2021 года в журнале Astronomy & Astrophysics.

Нитевидная структура газообразного водорода, в которой образуются галактики, известная как космическая паутина, является одним из главных предсказаний модели Большого взрыва и образования галактик.

До сих пор все, что было известно, ограничивалось несколькими конкретными областями, особенно в направлении квазаров, мощное излучение которых действует как автомобильные фары, открывая газовые облака вдоль луча своего света. Однако эти области плохо репрезентативны для всей сети волокон, из которых родилось большинство галактик, включая нашу собственную.

Прямое наблюдение слабого света, излучаемого газом, составляющим нити, было святым Граалем, который теперь был достигнут международной группой во главе с Роландом Бэконом, исследователем CNRS в Центре астрофизических исследований Лиона. (CNRS / Université Lyon 1 / ENS de Lyon).

Команда предприняла смелый шаг, наведя Очень Большой телескоп ESO, оснащенный прибором MUSE, соединенным с системой адаптивной оптики телескопа, на один участок неба в течение более 140 часов. Вместе эти два инструмента образуют одну из самых мощных систем в мире.

После тщательного планирования на проведение этой исключительной кампании наблюдений ушло восемь месяцев. За этим последовал год обработки и анализа данных, которые впервые выявили свет от водородных нитей, а также изображения нескольких нитей, которые были через один-два миллиарда лет после Большого взрыва, ключевой период для понимания того, как галактики, образованные из газа в космической паутине.

Однако самым большим сюрпризом для команды стало то, что моделирование показало, что свет газа исходит от невидимой до сих пор популяции миллиардов карликовых галактик, порождающих множество звезд. Хотя эти галактики слишком тусклые, чтобы их можно было обнаружить по отдельности с помощью современных инструментов, их существование будет иметь серьезные последствия для моделей формирования галактик, с последствиями, которые ученые только начинают исследовать.