Дата публикации: 16/04/2021
#марс #вода #астрономия #космос #наука

Куда делась вода на Марсе?

Фотографии космических аппаратов и марсоходов показывают нам извилистые русла рек, которые могут простираться более чем на тысячу километров, а у самих марсианских рек было найдено множество притоков. Если мы посмотрим на снимки аппаратов, исследовавших Марс, то увидим, насколько они похожи на земные.

Куда делась вода на Марсе?

Несколько слов о древнем водном богатстве Красной планеты

Речные долины находятся в приэкваториальной области планеты и не встречаются севернее и южнее 40°, но почему только в этих областях? Скорее всего, именно здесь были благоприятные климатические условия в прошлом Красной планеты для существования вод в таком количестве. Если мы внимательнее рассмотрим карту поверхности Марса, то заметим, как все эти реки когда-то впадали в огромный океан, покрывающий собой почти всё северное полушарие Марса.

Каким был Марс и каким стал

Грустно, конечно, смотреть на эти фотографии: когда-то это был живой и красивый, красочный мир, похожий на наш, а теперь вместо него – безжизненная пустыня, и кто знает, что скрывает под собой эта каменистая твёрдая поверхность, над которой блуждают лишь пылевые неспокойные вихри, увлекаемые ветром на далёкие расстояния? Наверняка археологическая экспедиция нашла бы там много чего интересного!

Модель живого Марса

А долины рек действительно были впечатляющими, да и древние марсианские реки вполне могли бы «потягаться» с крупными земными: например, долина Осуга. Её протяжённость – 164 км, а вот ширина местами достигает 20 километров, при глубине около километра. Речка не маленькая!

Куда делась вода на Марсе?

Но и это не предел! Долины Дао и Нигер – две марсианские реки длинной более 400 км., достигающие ширины 40 км. Марсианские реки не промыты в грунте, а будто бы вырезаны в толще огромными и очень быстрыми перемещениями огромных масс воды.

Куда делась вода на Марсе?

Среди долин Марса наблюдаются как крупные, так и мелкие. Самые крупные долины Марса — Касэй, Арес, Тиу и Залбатану — достигают 1000 км в длину и 100 км в ширину, причем ширина их увеличивается от верховий к низовьям. Менее крупные долины — Самара, Локра, Клота, Ладон, Мангала и многие другие — имеют 100—300 км в длину и ширину от 1 до 10 км.

Куда делась вода на Марсе?

Когда же эти реки существовали? Точно сказать довольно трудно. Учёные полагают, что цифра, которая может служить нижним возрастным пределом речных долин Марса, - 1,5— 0,7 млн. лет.

Долина Маринер

В настоящее время вода на Марсе не может находиться в жидком виде: из-за низких температур и давления она замерзает и испаряется.

Как же они исчезли?

Этот вопрос терзает умы учёных уже много лет. Всё, что осталось от тех древних водных массивов, - это гигантские ледяные полярные шапки. Диаметр их около 1000 км. Северная и Южная полярные шапки состоят из двух составляющих: сезонной — углекислого газа и вековой — водяного льда. По данным со спутника « Марс Экспресс», толщина шапок может составлять от 1 м до 3,7 км. Аппарат « Марс Одиссей» обнаружил на южной полярной шапке Марса действующие гейзеры.

Северная полярная шапка

Если растопить весь этот лед, воды хватит, чтобы покрыть всю поверхность Марса слоем глубиной до 1,5 м. В тёплое время года они подтаивают, а в холодное – снова нарастают. Но разве могла вся марсианская вода «сжаться» в эти ледяные шапки? Нет!

Северная полярная шапка

Учёные предлагают к рассмотрению несколько версий «пропажи» воды:

1. Во всём виноват солнечный ветер. Солнечный ветер – это поток заряженных частиц, исходящий из верхнего слоя Солнца. Именно он, «терроризируя» своей атакой нашу магнитосферу, вызывает магнитные бури – неприятность для многих людей, а также красивые полярные сияния. У Земли есть магнитное поле, а вот у Марса оно почти отсутствует, поэтому оно не в состоянии защитить планету от Солнечного ветра. Он разрушил атмосферу Марса, и вода исчезла. Исследования показали, что солнечный ветер способен уносить примерно по 1 кг вещества с поверхности Красной планеты. Оставшись без защиты атмосферы, вода просто была унесена в пространство.

Куда делась вода на Марсе?

2. «Силёнок не хватило»: Марс обладает слабой гравитацией, поэтому не в силах был удержать свои запасы воды и лишился водного «богатства» ещё в течение первого миллиарда своего существования. Эта версия считается традиционной.

Каньон на северном полюсе Марса

3. Пыль – убийца: спутник ESA « Mars Express » помог учёным выяснить, что вода с Красной планеты до сих пор продолжает уходить в космос. Со сменой сезонов влага замерзает в атмосфере Марса. Однако вернуться в виде осадков она уже не может – этому мешают пылевые бури. Они нагревают и разрушают и без того слабую атмосферу Марса, а воду забрасывают на большие её высоты, но и там она не может сконденсироваться: ультрафиолетовые лучи расщепляют молекулы воды на атомы.

Пылевая буря

4. Древняя катастрофа: эта версия, пожалуй, самая легендарная! Здесь есть ещё несколько разных «веток». Так, одни считают, что в Марс врезалось некогда крупное космическое тело, и из-за этой катастрофы планета лишилась атмосферы, и, следовательно, воды. Не могу не привести веселую цитату с Пикабу: «Марс - слабак. Землю долбили-долбили, а сдохли только динозавры. А там небольшой щелбан - и сдулся».

Другие выдвигают более эпичную мысль: некогда в Солнечной системе существовала планета Фаэтон между Марсом и Юпитером, а сейчас всё, что от неё осталось – это лишь Пояс астероидов – её осколки. Но эта версия уже в стиле РенТВ: на Фаэтоне и Марсе жили две разумные цивилизации, которые что-то не поделили между собой, и началась война, в ходе которой Фаэтон был полностью уничтожен марсианами, но и победителям тоже досталось – осколок Фаэтона рухнул на Марс и навсегда изменил облик их планеты. Остатки выживших переселились на Землю, а мы – якобы и есть потомки этих древнейших культур.

Куда делась вода на Марсе?

5. Вода спряталась в недра: большая часть воды не улетучилась в космос, а находится в минералах, слагающих горные породы планеты. Об этом говорится в исследовании американских ученых NASA, опубликованном в журнале Science. При взаимодействии воды с горными породами происходит их выветривание, или гидратация, то есть они накапливают воду. Этот процесс происходит как на Земле, так и на Марсе. Но поскольку Земля тектонически активна, старая кора постоянно растворяется в мантии и возвращает воду в атмосферу посредством вулканизма. Марс в целом тектонически неактивен, и поэтому "высыхание" поверхности здесь происходило безвозвратно. То есть, часть воды ушла в недра, но продолжает испаряться до сих пор, а часть – унесена в атмосферу пылевыми бурями.

А какая из этих версий вам кажется более правдоподобной?