Жемчужное ожерелье в космосе от Хаббла

Дата публикации: 22/04/2021
#космос #хаббл #созвездие

Жемчужное ожерелье в космосе от Хаббла

В маленьком созвездии Стрела расположено удивительное сокровище – необычная планетарная туманность «Ожерелье». «Космическое украшение» находится в 15 000 световых лет от нас! Это чудо было открыто в 2005 году в рамках IPHAS - наземного обзора планетарных туманностей северной части плоскости Млечного Пути. Кольцо с жемчужинами светящегося газа простирается в ширину на половину светового года, а диаметр туманности составляет всего 2 световых года.

Созвездие Стрела относится к северным областям, и граничит с Геркулесом, Дельфином, Лисичкой и Орлом. Площадь, которую занимает созвездие, составляет 80 квадратных градусов.

Возможно, вас заинтересовало слово «планетарная». На самом деле, с планетами тут никакого сходства нет. Ответ найдётся в иcтopии oбнapужeния и иccлeдoвaния этиx oбъeктoв. Скажем сразу, если вам захочется наблюдать эти красивые объекты, то придётся запастись мощным телескопом, так как они довольно небольшие и тусклые.

Туманность Ожерелье

Название «планетарная туманность» пошло с 1784 гoда, когда астроном Уильям Гepшeль (первооткрыватель Урана) при oбнapужeнии пepвoй плaнeтapнoй тумaннocти из-зa ee cфepичecкoй фopмы, нaпoминaющeй диcк открытой им планеты, решил создать oтдeльную кaтeгopию небесных объектов и так и назвал «планетарные туманности» (лишь по тому, что многие имеют форму диска). Hecмoтpя нa нeтoчнocть oтoбpaжeния пpиpoды, caм тepмин «плaнeтapнaя тумaннocть» зaкpeпилcя и иcпoльзуeтcя дo cиx пop.

"Сатурн" - пример планетарной туманности

Планетарная туманность – это один из последних этапов эволюции звезды наподобие нашего Солнца. Она образуется, когда звезда до восьми раз массивнее Солнца, исчерпав свое ядерное топливо, превращается в красного гиганта и сбрасывает внешние слои – огромные объемы материи, которые составляют почти половину её массы. Планетарная туманность - быстропротекающее (по астрономическим меркам) явление, длящееся всего несколько десятков тысяч лет, - при продолжительности жизни звезды-предка в несколько миллиардов лет. Туманность «Ожерелье» - одна из таких.

Как же в космосе образовалась эта «ювелирная работа»? Когда-то здесь была двойная звёздная система, да и вообще во Вселенной не является редкостью то, что звёзды «живут» парами, а то и даже есть звёздные семьи – тройные звёздные системы! Наше одинокое Солнце – редкость (о том, куда потерялось второе Солнце, можно почитать здесь).

«Жемчужное ожерелье» в космосе от «Хаббла»

Туманность Ожерелье является следствием вспышки звезды-гиганта после того, как эта звезда подошла слишком близко к своей солнцеподобной напарнице. Две звезды, создавшие туманность Ожерелье, находятся на весьма тесной орбите относительно друг друга. Период обращения равен всего 1,2 дня, расстояние между звёздами составляет приблизительно 5 радиусов Солнца.

Гибель красного гиганта

Приблизительно 10 000 лет назад одна из этих звёзд перешла в последнюю стадию звёздной эволюции, превратившись в красного гиганта. Меньшая звезда продолжила верно обращаться вокруг неё по орбите, что спровоцировало увеличение скорости вращения звезды-гиганта. То есть, приливные силы гравитации, возникшие в этом «танцевальном» дуэте, ещё сильнее раскрутили красного гиганта, и из-за такого интенсивного вращения большая часть газовой оболочки стремительно стала уходить в космос. Этот процесс похож на вращение вокруг себя в длинной юбке: чем быстрее вращаешься, тем выше она поднимается, то же самое и с веществом этой «престарелой» звезды. Вследствие центробежной силы большая часть газа уходит с экватора звезды, образуя при этом кольцо (юбка тоже будет при вращении иметь форму круга).

Итак, кольцо образовалось, но из чего же эти «бусины»? Ими являются яркие области газа в виде плотных сгустков – это ионизированный водород, а также кислород и азот.

P.S.: тем, кто захочет её найти, следует читывать, что её звёздная величина может варьироваться от 11.2 до 17.8.