Самая яркая галактика во Вселенной – вампир!

Дата публикации: 25/04/2021
#самаяяркая #галактика #вселенная #галактика-вампир #астрономия #космос #наука

Самая яркая галактика во Вселенной – вампир!

В далёких, 12,4 миллиардах световых лет от нас, во Вселенной живёт галактика-хищница, которая пожирает своих соседей. Иногда её ещё называют «Галактика-вампир», а официальное её имя в каталоге - W2246-0526. Она была открыта ещё в 2015 году с помощью инфракрасного телескопа WISE, и этот интересный объект сразу же заинтересовал учёных: ещё бы! Галактика-вампир является самой яркой из всех известных галактик во Вселенной, она светит в 350 трлн раз мощнее Солнца! Исследователям было интересно, что же является причиной такой повышенной яркости.

Телескоп WISE, NASA

Необычная система находится практически на границе наблюдаемой Вселенной – испущенному ею свету потребовалось 12,4 млрд лет, чтобы добраться до Земли, то есть, мы видим те события, которые происходили 12, 4 млрд лет назад, тогда, когда возраст Вселенной составлял менее 10% ее нынешнего возраста. Фактически, наблюдая за галактикой-вампиром, мы смотрим в далёкое прошлое Вселенной.

На самом деле, W2246-0526 – квазар. Квазарами в науке принято называть удаленные от нас галактики, в центрах которых находятся очень активные сверхмассивные черные дыры, выбрасывающие в пространство мощные струи частиц материи и рентгеновского излучения (джеты). Большинство квазаров очень яркие, но и среди этих ярких высокоэнергетических объектов выделяется небольшая группа объектов необычного типа с забавным названием «Hot DOGs» (это означает не сосиску в тесте, а расшифровывается так: «Hot, Dust-Obscured Galaxies» - «горячие галактики, экранируемые пылью»). Лишь один из каждых 3000 наблюдаемых подобных квазаров классифицируется как Hot DOGs. Галактика – вампир как раз входит в их число.

Квазар

В чём же секрет её яркости? Оказалось, что за внешней красотой скрывается жестокий процесс. Учёные наблюдали за галактикой-вампиром с помощью мощных радиотелескопов ALMA в Чили, а также наблюдения велись с помощью известного всем телескопа «Hubble». Оказалось, что своей рекордной яркостью она обязана не звездам, а окутывающим ее центр облакам горячего газа и пыли, активно излучающим в инфракрасном диапазоне, - аккреционному диску, вращающемуся вокруг гигантской сверхмассивной чёрной дыры. Чёрную дыру постоянно нужно чем-то «кормить», и чтобы «блистать» во Вселенной своей яркостью, необходимо, чтобы вещество поглощала чёрная дыра, ведь при приближении к ней, пыль и газ разгоняются до огромных скоростей, из-за чего материя нагревается до очень высоких температур в процессе своего движения по спиральной траектории к поверхности сверхмассивной черной дыры в ядре галактики. Однако, мы наблюдаем не непосредственно излучаемый ослепительно ярким аккреционным диском свет в центре галактики-вампира. Он вначале поглощается окружающей диск плотной пылевой оболочкой, а затем оболочка переизлучает поглощенную энергию в инфракрасных волнах. Из-за расширения Вселенной инфракрасное излучение W2246-0526 испытывает красное смещение в сторону миллиметровых волн, на которых телескопы ALMA особенно чувствительны.

Телескопы ALMA в Чили

Область вокруг черной дыры имеет по меньшей мере в 100 раз большую светимость, чем вся остальная галактика. И эта огромная энергия инфракрасного излучения оказывает непосредственное влияние на всю галактику W2246-0526.

Строение квазара

Где же галактика – вампир берёт «топливо»? Квазар – вампир окружен соседями – тремя небольшими галактиками, из которых он и вытягивает материю. Несчастным соседям-жертвам учёные присвоили скромные имена C1, C2 и C3. Также астрономы обнаружили «мосты» богатого пылью материала, соединяющего центральную галактику - вампира с С1 и С3, и «приливной хвост», простирающийся до более отдаленной С2. Эта система галактик содержит столько же газа, сколько и сама W2246-0526.

Система галактики

По подсчетам, она на тот момент, который мы наблюдаем, «украла» у соседок до половины их массы. Количество газа, который галактика – вампир нещадно вытягивает из своих соседок, достаточно, чтобы поддерживать активное звездообразование, а также подпитывать сверхмассивную черную дыру в ее центре, из-за чего та образует колоссальный аккреционный диск. В оптическом диапазоне его сквозь пыль сложно разглядеть, однако инфракрасный позволяет понять, насколько активны процессы в центре галактики. Оценка массы сверхмассивной черной дыры в центре этой галактики показывает, что она равна примерно 4 млрд масс Солнца, а это примерно в тысячу раз тяжелее, чем сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути!

Центральный квазар - тот самый вампир

Эти события происходили больше 12 миллиардов лет назад. Какова же судьба галактики-вампира в настоящий момент? Подобный «галактический каннибализм» не является редкостью и давно знаком астрономам. Однако это первый известный случай, когда одна галактика одновременно «поедает» сразу троих, поэтому она такая яркая. Если такие турбулентные процессы будут продолжаться, интенсивное инфракрасное излучение заставит «выкипеть» весь межзвездный газ, находящийся в этой галактике. Модели галактической эволюции, построенные на новых данных телескопа ALMA, показывают, что межзвездный газ уже выбрасывается из галактики во всех направлениях. Вероятно, галактика превратится в обычный квазар, или же, если чёрная дыра поглотит всю материю, то на этом месте во Вселенской темноте останется лишь гигантская чёрная дыра, поджидающая своего часа «полакомиться» каким-нибудь объектом, который случайно попадётся ей на пути.

А вы как думаете, какова дальнейшая судьба галактики-вампира?