Дата публикации: 03/05/2021
#галактика #андромеда #интересные #факты #астрономия #космос #наука

Несколько интересных фактов о галактике Андромеды

Величественная галактика Андромеда видна с Земли даже невооружённым глазом, из-за чего астрономы-новички свои наблюдения далёких объектов начинают именно с неё. И про неё нам, конечно же, есть, что рассказать!

Факт № 1: найти её проще, чем другие галактики

… И не только по тому, что она ближайшая: прекрасный ориентир – созвездие Андромеды, сложенное из довольно ярких звёзд. Ищем одноимённое созвездие, запоминаем, где находится звезда Мирах, от неё ещё две звезды будут уходить вверх, и рядом со второй верхней звездой вы увидите маленькое туманное облачко – именно оно и есть галактика Андромеды. Созвездие Андромеды находится рядом с созвездиями Персея и Кассиопеи – они более яркие, и поиски можно даже начать с них. Желательно искать галактику, будучи за городом, в местности, где нет засветки, и когда на небе не будет Луны. Лучшие условия для наблюдений – август, а также осенние и зимние месяцы. А вот и подсказка:

Персей, Кассиопея и Андромеда

Факт № 2: манит людей с древности

Это «туманное облачко», конечно же, зоркие наблюдатели неба заметили ещё с древности. Первым, кто описал Андромеду в своём дневнике наблюдений, был персидский астроном Ас-Суфи в 946 году. Но это первая найденная запись, и неизвестно, кто и когда заметил её впервые.

Ас-Суфи

Было упоминание, что галактика Андромеда также появилась на голландской карте неба примерно с 1500 года, правда, эта карта до сих пор не найдена. Но телескоп на неё навёл только в 1612 году немецкий учёный-астроном Симон Марий (Мариус), но он так и не смог понять, что перед ним за дивный объект такой. Шарль Мессье, не знавший об открытии Ас-Суфи, назвал Мариуса первооткрывателем Галактики Андромеды, добавив его в свой каталог 3 августа 1764 года под неприметным именем М 33.

Симон Мариус

Не упустил возможность понаблюдать в телескоп Андромеду и Уильям Гершель (английский астроном, открывший Уран). Именно он подумал, что перед ним туманность и описал её соответствующе. С тех пор люди и говорят «Туманность Андромеды», до сих пор неосознанно повторяя за Гершелем, порой, даже чаще, чем «галактика», хотя туманности – это совершенно другие объекты. Гершель попытался рассчитать даже расстояние до неё, но, оно совсем не соответствовало действительности (кстати, лететь до Андромеды со скоростью света 2,5 миллиона лет!). Только в 1864 году астроном-ЛЮБИТЕЛЬ! Уильям Хаггинс догадался, что перед ним галактика, а не туманность, что в ней множество звёзд, планет и планетарных систем, туманностей, газа и пыли, хотя до 1920 года многие с недоверием относились к мыслям Хаггинса (дилетант же!), пока Эдвин Хаббл не подтвердил его версию.

Уильям Гершель

Факт № 3: Млечный Путь – малыш по сравнению с Андромедой

Приблизительный диаметр галактики Андромеда составляет 220 000 световых лет, что более чем в два раза больше Млечного Пути (100 000 – 120 000 световых лет). Андромеда – настоящая королева: это самая большая галактика в местной группе (а их «на районе» более 50).

Факт №4: сокровищница звёзд

В Млечном Пути насчитывается примерно от 100 до 400 миллиардов звезд, однако эта цифра меркнет и гаснет по сравнению с Андромедой, в которой может содержаться около одного триллиона светил! Благодаря космическому телескопу «Хаббл» ученые узнали о наличии среди этого триллиона очень большой и редкой популяции горячих и ярких звезд, причём, звёзды эти особенные.

Центр Андромеды

«Молодые и горячие» - эта фраза обычно применима и к звёздам, ведь именно они выглядят синими, но Андромеда – не совсем тот случай. Её синие звёзды - стареющие, которые выжгли свои внутренние слои и обнажили горячие синие ядра. Они разбросаны по всему центру галактики и в ультрафиолетовом диапазоне являются самыми яркими.

Факт № 4: двойное сердце, или иллюзия?

В центре Андромеды находятся два ярких объекта со скромными названиями - P1 и P2 всего в 5 световых годах друг от друга. В каждом из них содержатся несколько миллионов плотно расположенных друг от друга синих звезд. Изначально предполагалось, что Р1 и в Р2 проживает по одной сверхмассивной чёрной дыре, и вокруг них-то и вращаются звёзды, только вот загадка: они находятся от неё так близко, что по идее, давно должны были стать для неё обедом. Молодые и горячие звёзды играют в опасные игры, и учёные, конечно, не оставили это без внимания.

Несколько интересных фактов о галактике Андромеды

Более пристальные наблюдения показали, что не всё так просто. Позже астрономы выяснили, что два ядра представляют собой не два отдельных скопления звезд, а скорее это одно скопление в форме бублика (тора) и одну сверхмассивную черную дыру, масса которой превышает 140 миллионов масс Солнца. Звезды в скоплении P1 обращаются очень близко вокруг черной дыры, словно планеты вокруг Солнца, за счет чего создается иллюзия наличия двойного ядра. Но что там на самом деле – со 100 % точностью пока никто ответа не даст.

Факт № 5: обитель чёрных дыр

Конечно, цифры, которые мы здесь приведём, относительно масштабов самой галактики представляют всего лишь крупицу, но всё же… На 2017 год их общее число составляло – 63. Большинство из них обладают массой, в 5-10 раз превосходящей массу нашего Солнца. Семеро этих «монстров» проживают на расстоянии примерно в 1000 световых лет от галактического центра. Возможно, что через 350 лет семеро этих чёрных звёзд объединятся в одну, сверхмассивную чёрную дыру.

Факт №6: большая свита

С Андромедой гравитационно связаны 14 мелких галактик-спутников, наиболее яркие из них – М 32 и М 110.

Факт № 7: приют звёздных семей

Шаровые звёздные скопления – это «семьи» старых звёзд, тесно связанных гравитацией друг с другом. В них могут находиться сотни тысяч и даже миллионы звезд. Шаровые скопления помогают определять возраст Вселенной, а также нередко помогают определять, где находится центр галактики. В Млечном Пути астрономы обнаружили как минимум 200 шаровых скоплений, в Андромеде — около 460. Андромеда, всё-таки, очень далеко от нас, и цифра в 460 – не предел. Учёные полагают, что истинное значение может колебаться от 700 до 2800, просто мы их ещё не нашли.

А что вы знаете об Андромеде? Делитесь интересными фактами в комментариях!