Дата публикации: 06/05/2021
#космос #наука #vy_большого_пса #звёзды #астрономия

Когда, порой, слышишь, или читаешь, как о какой-то очередной знаменитости говорят «суперзвезда», то зачастую реагируешь на это ироничной улыбкой: эти товарищи явно незнакомы с настоящими суперзвёздами – Ригель, Пистолет, Антарес, Бетельгейзе… И, кстати, это ещё не самые крупные светила. В этой статье хотелось бы рассказать об одной из самых больших известных звёзд во Вселенной - VY Большого Пса.

Кажется, мы стали забывать, как выглядят настоящие суперзвёзды: знакомьтесь - VY Большого Пса!

Впечатляющие размеры

Звезда по имени VY Большого Пса - этo бoльшoй кpacный гипepгигaнт, pacпoлoжeнный нa тeppитopии одноимённого coзвeздия. Пo paдиуcу звeздa в 1420 paз пpeвышaeт coлнeчный пoкaзaтeль, a диaмeтp – 1З.2 a.e. (2 млpд. км). Этo oднa из caмыx бoльшиx звeзд в гaлaктикe Mлeчный Путь. Проживает она на рaccтoянии З840 cвeтoвыx лeт от нас. Если бы можно было поместить её вместо Солнца, то она поглотила бы собой все планеты земной группы, Юпитер и даже Сатурн. Чтобы облететь её всю по экватору со скоростью света, понадобится примерно 9 часов (Солнце можно облететь всего за 14, 5 секунд). А чтобы вообразить истинные масштабы этого исполина, представьте, что Земля – это крошечная бисеринка, Солнце – это бусина с диаметром в 1 сантиметр, и при аналогичном соотношении диаметр шара VY Большого Пса составит 21 метр!

Несмотря на свои колоссальные параметры, учёные установили, что плотность знаменитой звезды в десятки тысяч раз меньше плотности земного воздуха на уровне моря, то есть, кубический километр вещества VY Большого Пса будет весить не более 6-7 тонн. Эта плотность настолько мала, что её можно сравнить с плотностью межзвёздных газопылевых облаков. Также последние наблюдения показали, что звезда VY Большого Пса имеет светимость, превышающую солнечную в 270 000 раз. Температура на поверхности звезды составляет примерно 3 220 С.

Адрес места жительства

Наблюдать эту звезду можно в хороший любительский телескоп. Ищем созвездие Большого Пса, через звезды Адара и Везен можно провести мысленно мнимую прямую, и чуть ниже вы найдёте звёздное скопление NGC 2362 – именно у нижнего края этого звёздного семейства и проживает искомый нами объект. VY Большого Пса вы заметите по отличительному малиновому оттенку. Прикрепляю ниже шпаргалки для поиска:

Созвездие Большого Пса

Ищем скопление NGC 2362

Как ориентироваться по мнимой прямой (жёлтая линия)

Когда о ней впервые заговорили?

Первое упоминание о VY Большого Пса относится к 7 марта 1801 года в звёздном каталоге французского астронома Жозефа Жерома де Лаланда, который указал её как звезду 7й звёздной величины. В 19 веке обнаружили, что она теряла яркость, начиная примерно с 1850 года. Оказалось, что это связано с окружающей звезду туманностью.

Так же в 1990-е годы астрономы уточнили, что эта звезда является одиночной и не имеет компаньонов, как наше Солнце. Надо отметить, что звёзды – одиночки – это довольно редкое явление во Вселенной. Чаще всего звёзды живут парами или образуют собой тройные системы.

Споры учёных

Находка активно обсуждалась с момента её обнаружения до недавнего времени. Часть учёных считала, что эта звезда является очень большим и очень ярким красным гипергигантом (это самые мощные, тяжёлые и короткоживущие звёзды во Вселенной). Другие же полагали, что перед нами обычный красный сверхгигант с радиусом около 600 солнечных, который ничего особенного из себя не представляет. Дискуссии разрешились лишь в 2016 году, когда с помощью телескопов в Чили исследования показали, что радиус звезды составляет 1420 солнечных с погрешностью около 120 радиусов нашей родной звезды.

Судьба VY Большого Пса

Возраст звезды ученые оценивают примерно в 7-10 миллионов лет, и она уже не молода: в свои юные годы она была горячим голубым гигантом главной последовательности с массой около 35-40 масс Солнца и температурой на поверхности примерно в 38 000 С. Как и все большие звёзды, она быстро сожгла водород в своём ядре и после этого начала динамично расширяться в объеме, изменив свой цвет до красного. Из-за звёздного ветра VY Большого Пса постоянно теряла свою массу, а выбрасываемое вещество образовало окружающую звезду туманность, которая долгое время не давала определить её яркость и светимость.

Голубой гигант

Жить звезде осталось недолго: в ближайшие 100 000 лет она взорвётся как гиперновая, что вызовет мощные гамма-всплески. Если в ближайших окрестностях (около ста световых лет) звезды есть кто живой, то такой поток радиации уничтожит всех гипотетических жителей, находящихся рядом. Мы можем не беспокоиться из-за предстоящей смерти VY Большого Пса – расстояние спасёт Землю от этих губительных лучей.

Взрыв гиперновой

После взрыва гиперновой массы ядра VY Большого Пса хватит на то, чтобы сколлапсировать в чёрную дыру без вариантов стать нейтронной звездой или белым карликом. Вещество оболочки будет выброшено в пространство и образует яркую планетарную туманность, при этом насытив его множеством элементов.

* * * Если вы любите научную фантастику, то эту звезду вы найдёте на страницах интересных произведений Хола Клемента «Звёздный свет», Андре Нортон «Рождённая среди звёзд», Генри Бим Пайпер «Полицейская операция»