Дата публикации: 10/05/2021
#войды #космос #наука #астрономия #научно-популярное

Войды – загадочные космические "пустыни"

На Земле мы знакомы с пустынями – это могут быть ледяные ландшафты Антарктиды, где практически никого не встретишь, или же это просторы раскалённых песков. Конечно, кое-какая живность там всё-таки есть, но видов, способных прижиться в таких экстремальных условиях очень немного. Есть подобные пустоши и в космосе, и называются эти пустыни войдами.

Войды – это крупнейшие пустоты во Вселенной. Само слово «войд» (англ. – «void») переводится с английского языка как пустота. В этих огромных объектах любой экипаж космического корабля почувствовал бы себя жутко, ведь в них практически нет ни галактик, ни звёзд, а, соответственно, всё, что будет вокруг – глубокая тьма.

Крупномасштабная структура Вселенной

Если мы посмотрим на крупномасштабную структуру Вселенной, то увидим, как вокруг межгалактических нитей проглядывают чёрные области – это и есть войды. Именно войдами и разделяются межгалактические нити, в которых гравитационно связаны друг с другом скопления галактик. Как мы видим, таких пустот довольно много, поэтому они не являются редкостью. Средний размер войдов – примерно 130 миллионов световых лет. Но это ещё не предел! Учёные обнаружили, что есть пустоты гораздо больше – их размер может достигать 350 миллионов световых лет, и называются они супервойдами. Но есть и более внушительные пустоты. Так, Гигантский Войд в созвездии Гончих Псов имеет диаметр 1,3 миллиардов световых лет. Находится эта космическая пустыня в 1,5 миллиардах световых лет от Земли. Представляете? Почти миллиард с лишним лет пришлось бы лететь со скоростью света, чтобы вырваться из этой жуткой тьмы!

Войды – загадочные космические "пустыни"

Плотность вещества в войдах составляет всего примерно 10 % от нормы. Предположительно, войды занимают около 50% объема Вселенной, и этот показатель с учётом её расширения будет расти. Однако нельзя сказать, что войды – это абсолютный вакуум, где совершенно ничего нет. Во Вселенной даже в войдах не бывает абсолютной пустоты: так, хотя бы один атом на кубический метр, но всё же найдётся. Войды, всё же, не так безжизненны, как астрономы думали ранее.

Войды – загадочные космические "пустыни"

Длительные наблюдения за войдами при помощи самых современных телескопов показали, что в пространствах, которые они занимают, всё-таки что-то есть. Наиболее распространенными компонентами, которые особенно часто встречаются в войдах, являются протогалактические облака, состоящие из пыли и газа, из которых впоследствии формируются галактики. Но и это еще не все.

Войды – загадочные космические "пустыни"

Не так давно, в 2014 году, астрономами был обнаружен интересный факт: свет, исходящий от далеких галактик и звёзд, проходящий сквозь войды, сильно искажается, и это нельзя списать на движение космической пыли или несовершенство линз – погрешность не может быть столь большой. Преломление света показывает, что в состав войдов входит таинственная тёмная материя.

Помимо вышеперечисленного, в войдах всё-таки есть малое количество галактик.

Откуда же взялись эти космические пустыни? Астрофизики полагают, что большинство войдов родилось ещё на раннем этапе развития и формирования Вселенной в ходе колебаний материи после Большого Взрыва. Энергия этих колебаний была очень высока. Войды могли возникнуть из первичных возмущений скорости и плотности вещества в те далекие времена вследствие гравитационной неустойчивости: в одних областях пространства гравитация сжимала материю, приводя к слиянию небольших протогалактик в более яркие и массивные системы. В войдах, наоборот, какая-то сила расталкивала материю и препятствовала образованию галактик, их групп и скоплений. Поэтому в них встречаются преимущественно одиночные галактики низкой светимости. Наиболее яркие области соответствуют положительным возмущениям, или сгущениям материи, темные — отрицательным, или разрежениям. Первые приводят к образованию сверхскоплений с быстрым возрастанием плотности к центру, а вторые — войдов.

Войды – загадочные космические "пустыни"

Дальнейшая эволюция войда как гравитационной системы в целом практически останавливается, в то время как в сгущениях материи только начинаются важные процессы — коллапс, фрагментация, релаксация, слияния галактик и скоплений галактик с излучением энергии во всех диапазонах длин волн.

Таким образом, в галактических нитях паутины крупномасштабной структуры Вселенной, где плотность вещества на порядок выше средней, впоследствии образуются богатые скопления галактик. Отрицательное возмущение приводит к образованию войда: материя концентрируется в основном в его стенках, где наблюдается небольшой избыток плотности, а в центре она в 2-5 раз ниже средней. Такие нити и войды являются типичными в крупномасштабной структуре Вселенной.