Проксима Центавра b – ближайшая к Земле экзопланета: сможет ли она стать нашим домом?

Дата публикации: 17/05/2021
#проксима #центавра_b #экзопланеты #наука #астрономия космос

Мы не сможем вечно жить на Земле по разным причинам – это и перенаселение планеты, и нехватка ресурсов, и изменение климата, вызванное деятельностью человека, но даже если со всеми этими проблемами человек сможет справиться, Солнечная система не вечна. Солнце будет постепенно увеличивать свою светимость, и уже через миллиард лет на нашей планете будет такая же адская жаровня, как и на Венере. Само Солнце через 4 миллиарда лет перейдёт на свою финальную стадию звёздной эволюции – оно станет красным гигантом, поглотит Меркурий, Венеру и почти дотянется да Земли, а затем сбросит внешние оболочки и всё, что от него останется – белый карлик, постепенно остывающий и угасающий. Даже если мы переберёмся на спутники газовых гигантов и приспособим их для себя, после гибели Солнца мы всё равно обречены. Единственный путь к спасению человеческой цивилизации – переселение на другие планеты. Ближайшая к нам - Проксима Центавра b, но сможем ли мы там обустроиться?

О звёздной системе Альфа Центавра

Эта планета находится в звёздном семействе, состоящем из трёх светил, на расстоянии 4, 22 световых лет от нас в созвездии Центавра. Сама звёздная система называется Альфа Центавра. Две звезды нам с Земли кажутся единым объектом – Альфа Центавра А и Альфа Центавра В. Вместе они выглядят как одно целое светило, причём, одно из самых ярких объектов на ночном небе. Планета же, приглянувшаяся нам, вращается вокруг третьей звезды – неприметного красного карлика – Альфа Центавра С (другое название Проксима Центавра). Её звёздная величина всего 11m, поэтому мы не можем видеть её невооружённым глазом, так как красные карлики излучают малое количество энергии.

Альфа Центавра А и Альфа Центавра В

Альфа Центавра А и Альфа Центавра В слишком близки друг к другу. Эти светила являются звёздами главной последовательности и по своим характеристикам очень похожи на наше Солнце, только это семейство немного постарше Солнца (ему 4, 5 млрд лет, а системе Альфа Центавра 6 млрд лет). Обе звезды вращаются по эллиптической орбите вокруг общего центра масс, а период их обращения составляет 79, 91 земных лет. Если вы помните фильм «Аватар», то именно туда и полетели земляне – к вымышленной планете Полифем, вращающейся вокруг звезды Альфа Центавра А, на её спутник Пандору.

Пандора, "Аватар"

Красный карлик Альфа Центавра С находится в 0,21 световых лет от своих более массивных и ярких сестёр. Период обращения вокруг них составляет 500 000 лет! Звезда эта крошечная: её диаметр всего в полтора раза больше диаметра Юпитера! Поскольку она весьма неприметная, то открыл её лишь в 1915 году английский астроном Роберт Иннес. Он же и предложил своей находке название Проксима Центавра, что означает «ближайшая».

Солнце и звёзды системы Альфа Центавра

Открытие надежды

В 1998 году спектрограф орбитального телескопа «Хаббл» обнаружил планету, вращающуюся на расстоянии 7,5 млн км от красного карлика. Открытие новой планеты было подтверждено лишь в результате долгих и тщательных наблюдений в 2016 году и назвали её Проксима Центавра b. Обнаружили её методом радиальных скоростей, при котором периодическое смещение спектральных линий, обусловленное эффектом Доплера, позволяет определить наличие планеты вокруг звезды.

Какие же приятные бонусы есть у Проксима Центавра b?

Бонус 1: зона обитаемости.

Планета находится в зоне обитаемости, ведь красный карлик намного слабее нашего Солнца, поэтому близкое расстояние к своей звезде не является помехой в данном случае. Проксима Центавра b получает от своей родительской звезды примерно 65 % света, который Земля получает от Солнца, поэтому здесь может быть значительно холоднее. Вся наша надежда на атмосферу: благодаря парниковому эффекту здесь будет довольно тепло, и средняя температура составит от + 7 до + 15 С. При такой температуре возможно существование воды в жидком виде на поверхности.

Бонус 2: размер имеет значение.

Новый мир всего на 10% в диаметре больше нашего и может обладать атмосферой, теми же ингредиентами и элементами. Если допустить, что у нашего объекта каменистый состав и плотность, равная плотности Земли, то её минимальный радиус будет равен 1,1 радиуса Земли. Ускорение свободного падения, опираясь на эти данные, равно 10,2968 м/с². Как мы видим, это не сильно отличается от нашей родной планеты.

К сожалению, на этом бонусы заканчиваются. Вот, что относится к неудобствам:

1. Новый год – уже не праздник…

Полный оборот вокруг своей звезды Проксима Центавра b проходит за 11,2 земных дней, то есть, новый год на этой планете вы бы праздновали каждые 11 дней! Но не всё так весело: из-за приливного блокирования нет никакого наклона оси, а, значит, времена года определяются тем, насколько вытянута орбита. Если орбита совершено или почти круглая, никаких времен года не будет.

2. Две стороны медали

Проксима Центавра — это красная карликовая звезда, намного меньше, легче и тусклее, чем наше родное Солнце. Из-за этого планета должна быть гораздо ближе к своему светилу, чтобы получать тепло, а близость означает большие приливные силы. В случае с Проксимой b, этих сил достаточно, чтобы «запереть» планету у звезды и не давать ей вращаться вокруг себя. То есть, на одном полушарии планеты всегда будет день, а на другом – ночь.

3. Негостеприимный климат

Сторона, обращённая к звезде, будет «поджаренной» - она всегда будет получать солнечный свет и никогда от него не отдохнет. А вот другая сторона будет царством вечной ночи. Граница между днем и ночью — «кольцо» вокруг планеты — будет видеть закаты и рассветы, и именно там будут наиболее похожие на земные условия.

4. Капризная звезда

Альфа Центавра С, как и все красные карлики, является вспыхивающей переменной звездой. Во время вспышек её светимость может увеличиться в несколько раз. Эти выбросы могут оказаться смертельными и стерилизовать любые органические формы жизни на поверхности планеты. Если наше магнитное поле на Земле защищает нас от такой участи, то Проксиме b не повезло – у неё нет магнитного поля, так как она не вращается.

5. Никаких трав и цветов

Несмотря на то, что Проксима b куда ближе к своей звезде, чем Земля к Солнцу, Проксима Центавра намного холоднее и тусклее и практически не излучает ультрафиолетового света, который используют растения для получения энергии на Земле. Жизни придется найти другой способ. Но зато здесь можно было бы спокойно загорать и не обгорать при этом, ведь ультрафиолета-то нет!

Есть ли там сейчас кто живой?

Вряд ли. Проксима Центавра b в настоящее время получает в 60 раз больше высокоэнергетического излучения и рентгеновского излучения в 400—404 раза выше, чем Земля. Если у этой экзопланеты действительно нет магнитного поля, а общее количество полученного излучения с момента образования превышает в 7-16 раз количество излучения, полученного Землёй, то всё же такие показатели допускают возможность существования биосферы, использующей биологическую флуоресценцию как защитный механизм от вспышек излучения капризной Проксимы Центавра.

Но в марте 2017 года для гипотетических жителей Проксимы Центавра b произошла катастрофа: астрономы зарегистрировали мощную вспышку на родительской звезде с помощью радиотелескопа Atacama Large Millimeter Array. Её яркость увеличилась на протяжении 10 секунд в 1000 раз. Проксима Центавра b должна была получить огромную дозу радиации, поэтому, если на планете и существовала биосфера, то она бы погибла без шансов. Поскольку такие вспышки у этой капризной звезды не редкость, они бы давно лишили планету атмосферы или океана и сделали её поверхность абсолютно стерильной и безжизненной. Так что, если честно, Проксима Центавра b для нас дом так себе. Лучше поискать что-нибудь ещё!