Сколько времени проживёт человек в открытом космосе без скафандра?

Дата публикации: 19/05/2021
#человек_в_космосе #без_скафандра #космос #наука #интересные_факты #научно-популярное

Сколько времени проживёт человек в открытом космосе без скафандра?

Человеческий организм очень уязвим и далеко не совершенен. Даже на нашей родной планете нас поджидает множество опасностей, не говоря уже о возможности выжить в открытом космосе или на других планетах!

Что же будет с человеком, если вдруг ему «посчастливится» очутиться в космосе без специального снаряжения?

Спасительный выдох!

Если вдруг несчастного астронавта по каким-то причинам выбросило за борт, то первое, что он должен сделать – выдохнуть весь воздух из лёгких и, стиснув зубы, стараться ни в коем случае не делать вдох, да и вдыхать-то будет нечего! Задержка дыхания также очень опасна. В космосе нет внешнего давления. Весь воздух, который был в лёгких, начнёт расширяться и разорвёт лёгкие пострадавшего изнутри. Так что, у попавшего в такое незавидное положение есть всего около 15 секунд перед тем, как он потеряет сознание.

Раздуется, как воздушный шарик!

Организм человека состоит из жидкости на 50-80 % (зависит от возраста, комплекции, режима питания и индивидуальных особенностей). Когда в окружающей среде давление резко упадёт, то в жидкостях организма начнут формироваться пузырьки газа, что приведёт к сильному опуханию всего тела – человек раздуется примерно в два раза! Но взрыва на мелкие кусочки не произойдёт, так как человеческая кожа эластичная и очень хорошо тянется. Но в таком состоянии кровь уже не сможет нормально циркулировать, сосуды начнут деформироваться, и человек испытает сильную боль и практически не сможет двигаться. В таком шоковом для организма состоянии сердечный ритм может повыситься первоначально, но затем быстро снизится. Артериальное кровяное давление также упадет в течение 30 - 60 секунд, в то время как венозное давление повышается из-за распирания венозной системы газом и паром. Венозное давление сравняется с артериальным или превысит его в течение одной минуты. Не будет фактически никакого эффективного обращения крови. После начального прорыва газа из легких во время декомпрессии газовый и водный пар продолжит течь наружу через дыхательные пути. Это непрерывное испарение воды охладит рот и нос практически до температуры замерзания; остальные части тела также будут охлаждаться, но более медленно.

Фактически, у команды корабля есть 60-90 секунд на то, чтобы спасти «невезучего». Если пострадавший в течение этого времени будет возвращён на корабль, и ему будет оказана вовремя правильная медицинская помощь, то человек выживет.

Закипит ли кровь?

Кровь человека не закипит. Кровь в нашем организме находится под более высоким давлением, чем окружающая среда. Нормальное артериальное давление составляет 120/80. Часть «80» означает, что между ударами сердца кровь находится под давлением на 100 милиБар выше внешнего давления. Если внешнее давление упадет до нуля, то при нормальном артериальном давлении температура кипения воды составит 46 градусов Цельсия.

А реально ли мгновенно превратиться в сосульку?

В космосе очень холодно: температура около – 270 С. Однако мгновенного оледенения не будет. Как бы парадоксально ни казалось, но в практическом смысле, в космосе нет температуры — нельзя измерить температуру вакуума, потому что там её нет. Остаточных молекул вещества, находящихся в вакууме, недостаточно, чтобы проявился эффект температуры. Космос — не «холодный» и не «горячий», он «никакой». В космосе нет теплообмена. Знаете, почему мы мёрзнем в холодной воде или зимой на улице? Вода и воздух являются теплообменниками, они постоянно взаимодействуют с живыми телами, отбирая у нас тепло. Тепловое излучение человека мало, поэтому моментально человек не замерзнет. Переохлаждение, конечно же, наступит, но далеко не сразу.

Легенды гласят, что человек сгорит

И это тоже мимо! Радиации в космосе очень много. Человек получит большую дозу облучения, но воспламенения никакого не будет, ведь там нет окислителя, как кислорода на Земле в данном случае.

Получается, первые причины смерти – удушье и опухание. Вся надежда на то, что пострадавшего в течение минуты вернут на корабль! Не ходите в космос без скафандра :)