Галактики-суперспирали: ярчайшие обитательницы космоса, удивляющие учёных

Дата публикации: 16/06/2021
#галактики-суперспирали #космос #наука #астрономия #научно-популярное

Галактики-суперспирали: ярчайшие обитательницы космоса, удивляющие учёных

Учёные всегда выделяли несколько видов галактик: спиральные галактики, состоящие из ядра и нескольких рукавов (к этому виду относятся, например, Млечный Путь и Андромеда), эллиптические, галактики с перемычкой, линзовидные и неправильные. Для желающих познакомиться более подробно с классификацией галактик я оставлю для удобства ссылку в подборке в конце статьи, а сейчас речь пойдёт о недавно открытых галактиках-суперспиралях.

Так примерно выглядит наш Млечный Путь

Удивительные спиральные галактики-гиганты настолько огромные, что наш Млечный Путь кажется рядом с ними карликовой галактикой, хотя его диаметр составляет примерно 100 000 – 120 000 световых лет!

Немного о галактических масштабах: IC 1101 считается самой большой галактикой в наблюдаемой Вселенной

Вот, что сказал автор исследования Патрик Огле из Калифорнийского технологического института в Пасадене об этой необычайной находке: «Мы нашли ранее неизвестный класс спиральных галактик, которые являются настолько яркими и массивными, что их можно сравнить с самыми большими и ярчайшими галактиками во Вселенной. Словно мы только что открыли новое сухопутное животное размером со слона, которое неожиданно оставалось незамеченным зоологами».

Как и большинство интересных открытий, эти галактики-суперспирали были обнаружены совершенно случайно: команда ученых изучала астрономическую базу данных NASA/IPAC Extragalactic Database, содержащую информацию о более чем 100 миллионах галактик. Задачей исследователей являлось найти из этого многообразия самые яркие и массивные.

Принято считать, что самыми большими галактиками во Вселенной являются эллиптические. Чаще всего они формируются при слиянии нескольких спиральных галактик воедино. Предполагается, что, когда Млечный Путь сольётся с Андромедой, то обе эти спиральные красавицы образуют огромную эллиптическую галактику. Теперь, после открытия галактик-суперспиралей, учёные снова решили смоделировать будущее наших галактик, и уже они не уверены насчёт эллиптической формы – большая вероятность того, что обе наши галактики как раз после слияния образуют галактику-суперспираль.

Эллиптическая галактика М 87

Рассмотрев приблизительно 800 000 галактик на расстоянии не более 3,5 миллиардов световых лет от Земли, команда астрономов заметила, что 53 ярчайшие галактики имеют спиральную, а не эллиптическую форму.

Насколько же велики эти объекты? «Суперспирали» ярче родного Млечного Пути в 8-14 раз, массивнее в 10 раз и крупнее в 2-4 раза. Ещё они интересны тем, что выделяют обильное излучение в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах, означающее, что в них идут активные процессы звёздообразования, причём, новые светила в них рождаются в 30 раз быстрее, чем в нашей Галактике! Напомню, что в Млечном Пути за 1 земной год рождается примерно одна звезда.

Спиральная Галактика NGC 5885, фото телескопа "Хаббл"

Раньше считалось, что спиральные галактики не могут достигать подобных гигантских габаритов, потому что их размер и звездный потенциал ограничен.

Когда обычная спиральная галактика растёт и формируется, то ей требуется межзвёздный газ – ведь это материал, из которого рождаются новые звёзды. Где молодые галактики его берут? Они притягивают его из межгалактического пространства. А далее всё идёт, как у нас: малыш-галактика набирает массу и силу. Набрав массу до критической точки, она становится «взрослой»: больше «толстеть» ей уже нельзя, так как, чем больше масса, тем с большей скоростью будет двигаться межзвёздный газ. А если он будет носиться внутри неё с огромной скоростью, то из него не успеют сформироваться новые звёзды. Миллиарды лет галактика будет существовать, до тех пор, пока набранный ею газ в процессе формирования не закончится. Галактики стареют, когда новые звёзды перестают рождаться из-за нехватки газа, а старые доживают свой век. В принципе, всё логично, но как галактики-суперспирали смогли успеть «нахвататься» столько материала?

Спиральная Галактика NGC 3370, фото телескопа "Хаббл"

Секрет происхождения таких галактик заключается в том, что у четырех из 53 суперспиралей были обнаружены двойные галактические ядра, что указывает на слияние двух галактик в одну, а, как уже было сказано выше, при слиянии галактик таких размеров образуются гигантские эллиптические галактики. Как же они образовали спиральную форму? Возможно, из-за вращения ядер галактик и гравитационных волн. Учёные пока не могут ответить на этот вопрос конкретно, и лишь дальнейшие наблюдения могут помочь найти верное объяснение.

А что думаете вы?