рекламное место сдаётся

Хаббл запечатлел беспрецедентное исчезновение туманности Стингрей

Дата публикации: 07/12/2020

Хаббл запечатлел беспрецедентное исчезновение туманности Стингрей

Астрономы заметили редкий взгляд на быстро исчезающую газовую пелену вокруг стареющей звезды. Архивные данные космического телескопа НАСА Хаббл показывают, что туманность Hen 3-1357, получившая прозвище туманность Стингрей, резко исчезла всего за последние два десятилетия. Исследователи говорят, что наблюдать столь быструю скорость изменения планетарной туманности крайне редко.

Изображения, сделанные Хабблом в 2016 году,  по сравнению с изображениями, сделанными Хабблом в 1996 году , показывают туманность, которая резко потускнела по яркости и изменила форму. Яркие синие флуоресцентные усики и газовые нити к центру туманности практически исчезли, а волнистые края, которые дали этой туманности название, посвященное водной тематике, практически исчезли. Молодая туманность больше не выделяется на черном бархатном фоне огромной Вселенной.

«Это очень, очень драматично и очень странно», - сказал член команды Мартин А. Герреро из Института астрофизики Андалусии в Гранаде, Испания. «Мы наблюдаем эволюцию туманности в реальном времени. Через несколько лет мы видим изменения в туманности. Мы не видели этого раньше с той ясностью, которую дает этот взгляд ».

Исследователи обнаружили беспрецедентные изменения в свете, излучаемом светящимися азотом, водородом и кислородом, испускаемыми умирающей звездой в центре туманности. В частности, в период с 1996 по 2016 год яркость излучения кислорода упала почти в 1000 раз.

«Изменения в туманностях наблюдались и раньше, но здесь мы видим изменения в фундаментальной структуре туманности», - сказал Брюс Балик из Вашингтонского университета в Сиэтле, руководитель нового исследования. «В большинстве исследований туманность обычно становится больше. Здесь он коренным образом меняет свою форму и становится слабее, причем в беспрецедентном масштабе времени. Более того, к нашему удивлению, он не растет. Действительно, когда-то яркое внутреннее эллиптическое кольцо, кажется, сжимается по мере того, как тускнеет ».

Наземные наблюдения других планетарных туманностей показали намёки на изменение яркости с течением времени, но эти предположения не подтвердились до сих пор. Только Хаббл может разрешить изменения в структуре этой крошечной туманности. В новой статье исследуются все изображения туманности Стингрей из архивов Хаббла.

«Благодаря оптической стабильности телескопа Хаббла мы очень, очень уверены, что эта туманность со временем меняет яркость», - добавил Герреро. «Это то, что может быть подтверждено только остротой зрения Хаббла».

Исследователи отмечают, что быстрые изменения туманности являются реакцией на ее центральную звезду SAO 244567, которая расширяется из-за падения температуры и, в свою очередь, излучает меньше ионизирующего излучения.

Исследование  2016 года, проведенное  Николь Рейндл из Потсдамского университета, Германия, и группой международных исследователей, также использующих данные телескопа Хаббла, отметило, что звезда в центре туманности Стингрей, SAO 244567, является особенной сама по себе.

Наблюдения с 1971 по 2002 год показали, что температура звезды резко возросла с менее чем 40 000 до 108 000 градусов по Фаренгейту, что более чем в десять раз горячее, чем поверхность нашего Солнца. Теперь Рейндл и ее исследовательская группа показали, что SAO 245567 охлаждается. Рейндль предполагает, что скачок температуры был вызван кратковременной вспышкой синтеза гелия, которая произошла в оболочке вокруг ядра центральной звезды. В последнее время звезда, похоже, возвращается на раннюю стадию своей звездной эволюции.

«Нам очень повезло наблюдать это именно в этот момент», - сказал Рейндл. «Во время такой вспышки гелиевой оболочки она очень быстро эволюционирует, а это подразумевает короткие эволюционные временные рамки, поэтому мы обычно не можем видеть, как эволюционируют эти звезды. Просто мы оказались там в нужное время, чтобы это уловить ».

Команда, изучающая быстрое исчезновение туманности Стингрей, в настоящее время может только догадываться, что ждет эту молодую туманность в будущем. Предполагается, что при нынешних темпах затухания туманность едва ли можно будет обнаружить через 20 или 30 лет.

Космический телескоп Хаббл - это проект международного сотрудничества между НАСА и ЕКА (Европейское космическое агентство). Центр космических полетов имени Годдарда НАСА в Гринбелте, штат Мэриленд, управляет телескопом. Научный институт космического телескопа (STScI) в Балтиморе, штат Мэриленд, проводит научные операции Хаббла. STScI управляется для НАСА Ассоциацией университетов для исследований в области астрономии в Вашингтоне, округ Колумбия.

Метки: космос, звезды, галактика, вселенная, полеты, телескопы, мифи, леенды, спутники, экзопланета