Из многочисленных актерско-режиссерских баек нам известно, как часто результат труда огромной съемочной группы отправляется в корзину. Сцены вырезают. Персонажей, сыгранных талантливым актерами, "бракуют". Получается так: три дня а то и больше уходит на съемки, а потом выясняется, что все зря?
Может, и не зря.
Чем больше редактуры, тем ближе к шедевру.
Так, во всеми любимую "Гостью из будущего" вошел далеко не весь отснятый материал. Героев по изначальному замыслу автора там было больше, чем мы видим в картине. Некоторые сцены режиссер очень хотел снять, но не мог -- бюджет не позволял.
Вспомним тот день, когда Коля совершает путешествие в будущее. Он попадает в КосмоЗоо, где обитает множество невиданных животных. Двуногие коровы, бесконечная змея, живой шар с глазами. Всего этого в фильме нет, потому как снимать такое в начале 80-х было очень сложно. Это сегодня компьютерная графика позволяет без труда создать какого угодно сказочного зверя.
Главные роли исполняли дети, а с детьми надо обходиться более бережно, нежели со взрослыми актерами. В одной из сцен пираты столкнули Алису в пруд, откуда ее вытащил после крокодил. Пришлось обойтись без этого эпизода. Вода в пруду была холодной, крокодил не столь миролюбивым. Впрочем, по книге общается девочка с дельфином, а не с зубастым пресмыкающимся.
Робот Вертер, как мы помним, сочинял стихи и все хотел их почитать Коле. А тому было недосуг. В литературном первоисточнике он таки их продекламировал, но, видимо, это показалось режиссеру лишним.
Пришлось отказаться от нескольких сцен с участием Алисы. В книге она уж слишком способная. И все умеет, и все знает... Не ребенок, а сверхчеловек. От некоторых сцен отказались изначально, но одну сняли, а потом вырезали.
В фильм должен был войти длинный сеанс игры в шахматы. На роль гроссмейстера пригласили актера Раднэра Муратова. Тот согласился. Сцену сняли.
Гроссмейстер сражается в девочкой из будущего, кто побеждает -- понятно. Все, как и полагается, в восторге от невероятных способностей Алисы, она же, как всегда, скромна и немногословна.
Кому-то из худсовета показалось, что это чересчур. Гроссмейстера вместе с сеансом вырезали. Муратова поблагодарили и отправили восвояси.
Думается, это к лучшему. Да, на одного интересного актера в фильме стало меньше. Но... Селезнева и без того получилась слишком идеальной, а идеальные дети, даже такие скромные и милые, раздражают обычных. По крайней мере, порождают зависть.
К чему раздражать юных зрителей, превращая главную героиню в необыкновенное существо?
Мне лично, в детстве куда больше нравился простой московский мальчик Коля Герасимов, чем непростая девочка Алиса, говорящая на восьми языках, лучше всех прыгающая, и вообще -- лишенная каких-либо человеческих пороков. А вам?